Миллионные компенсации и защита прав: как ITF отстаивает интересы украинских моряков по всему миру

Миллионные компенсации и защита прав: как ITF отстаивает интересы украинских моряков по всему миру

Мы неоднократно освещали случаи, когда украинские моряки или их семьи оказывались в сложных ситуациях – бесследное исчезновения с борта судна, невыплаты заработной платы, фактический плен и прочее, что не дает покоя большинству одесситов, которые связаны с морем напрямую или косвенно.

 

Для того, что отстаивать свои права еще во второй половине XIX века рабочие стали организовываться в профессиональные союзы. Профсоюз – ключевой инструмент в достижении социальной справедливости для рабочих, в том числе моряков и докеров.


 

Корреспондент Zачем побывал в стенах Профсоюза работников морского транспорта Украины (ПРМТУ), достойного, по нашему мнению, продолжателя традиций солидарности и взаимопомощи, который является единственной в Украине членской организацией ITF и пообщался с первым заместителем председателя Олегом Григорюком, который ответил на вопросы, которые могут волновать начинающих и бывалых моряков.


  

 

Расскажите, чем Ваш профсоюз занимается, и кто в нем состоит.

 

Наш профсоюз объединяет порядка 70 тысяч членов, большая часть из которых – это украинские моряки, порядка 40 тысяч. Остальные, это более 50 членских организаций, которые работают практически во всех украинских портах, а также на предприятиях морского сектора. Членами нашего профсоюза являются также и кадеты, курсанты практически всех профильных морских учебных заведений в Украине. Наш Профсоюз постоянно пополняется новыми членами, в основном моряками.


Главной нашей задачей является претензионная работа – невыплаты заработной платы, компенсационные выплаты, любые нарушения трудовых прав моряков. Для этого у нас есть целый штат сотрудников и единственный в Украине инспектор ITF. В Украине мы являемся единственной морской членской организацией ITF.


В каких конкретных случаях Вы можете помочь? Ведь, как известно, не всегда моряки могут добиться выплаты заработной платы.

 

- Проблема в том, что моряки не всегда к нам обращаются. Возникает некий обрыв в информационном поле. Со своей стороны, мы делаем все возможное: выпускаем журнал, газету, активно работаем в соцсетях, отвечаем на письма, на СМС. Мы доступны по любым каналам, в частности у нас есть канал в Telegram. То есть мы используем почти все инновационные способы связи. Но, тем не менее, многие моряки не считают нужным обращаться к профессионалам, а обращаются к каким-то юристам, в какие-то благотворительные фонды, которые по сути не обладают ни ресурсами, ни профессионализмом для того, чтобы оказывать квалифицированную помощь.

 

Всю помощь, которую мы оказываем морякам-членам профсоюза, мы оказываем бесплатно. Моряку почему-то кажется, что лучше обратиться к кому-то, кто расскажет им басни, вместо того, что обратиться к профессионалам, которые дадут исчерпывающую информацию и объяснят, на что человек может рассчитывать.

Наша задача – сделать так, чтобы как можно большее количество моряков понимали свои трудовые права, понимали, как работает система и становились членами Профсоюза


А какова сумма членских взносов, если не секрет?


- Абсолютно не секрет. С 2018 года 3 тысячи гривен в год для рядового и 6 тысяч гривен в год для офицеров. Это гораздо более выгодно, чем от кейса к кейсу сотрудничать с юристом, который возьмет у тебя от «выбитой» суммы 15-30%.  Мы объясняем моряку, что ему положено согласно контракта и норм действующего законодательства, а что нет, на что он может рассчитывать, какие у него есть права в данном контексте и какая выплата ему положена. Зачастую, работая в нормальной компании при случае травмы или, не дай Бог, смерти, положенные по коллективному договору или индивидуальному контракту выплаты, страховой клуб, который работает с судовладельцем, осуществляет без проблем и никакие дополнительные действия попросту не нужны. Мы просто отправляем запрос, ждем определенное время, и моряк или его семья получает положенные выплаты.


Юристы зачастую делают из этого целую историю, что они сделали большую работу, рассказывают много лишнего, а по факту моряк просто недополучает деньги.


Какие рычаги воздействия вы применяете к судовладельцам?


- Членство в ITF подразумевает связь и постоянный контакт со 140 инспекторами ITF по всему миру. Это сеть инспекторов, профессионалов, которые имеют доступ к единой базе данных всех претензий. В тех портах, где находятся украинские моряки-члены профсоюза в данную минуту с проблемами, инспектор может зайти на борт судна и решать их проблемы, начав переговоры с судовладельцем. Больше ни у кого таких ресурсов нет.


А что касается такого инструмента, как солидарность моряков и докеров. Насколько я знаю, ITF применяет этот ресурс.

 

- Солидарные действия между моряками и докерами – это один из наших приоритетов. Мы по своей сути уникальный профсоюз, так как мы объединяем и тех и других. Солидарность мы поддерживаем внутри организации, поэтому у нас легко получается добиться солидарности между докерскими и морскими профсоюзами.

 

В октябре 2017 года мы провели совместный форум моряков и докеров, куда пригласили иностранных коллег. Отвечали на вопросы, рассказывали о перспективах сотрудничества.

 

Периодически случается такое, что моряки пропадают с борта судна и часто их родственники не могут получить рапорты о расследовании и остаются в полном неведении. Как эту проблему решать?

 

- Проблема в том, что родственники, зачастую, обращаются во все инстанции. Когда горе, когда проблема, они пишут всем подряд. Нужно сфокусироваться на профессионалах, которые могут дать консультацию. Мы такими профессионалами являемся. У нас есть первичная информация. В любом случае все кейсы, которые вы слышите по телевизору, которые пишут в Интернете, публикуют в СМИ, проходят через консулат той страны, где это произошло и попадают к нам по нашим каналам, потому что ITF инспекторы нас об этом информируют. У нас есть единственно верная информация из первоисточника.


Когда к нам обращается супруга пропавшего моряка, мы ей даем конкретную информацию. Люди склонны обманывать и рассказывать о том, что мы сейчас все решим, всем напишем, мы всех спасем. По факту вопросы пропажи с борта судна самые сложные и самые долгоиграющие и непредсказуемые.


Смоделируем ситуацию. Моряк пропал с судна, допустим они пришли в Кейптаун, где есть наш ITF инспектор, он поднимается на борт, выясняет, что произошло, подключается полиция, местная прокуратура, власти, начинается разбор полетов. Инспектор в этих процессах играет ключевую роль и из первых рук эту информацию передает нам. А мы эту информацию передаем родственнику моряка. Никакой другой информации не существует.


Потом возникает вопрос, сколько пройдет времени с момента начала поисковых работ. Если найдено тело, - эксгумация, вскрытие, понимание того, что произошло с моряком, содержание алкоголя, наркотических средств в крови. Наша задача, как профсоюза в глобальном масштабе сделать так, чтобы не нарушились права моряка даже после его смерти. Некоторые «нечистоплотные» судовладельцы могут написать, что в крови был алкоголь или наркотики и под этим «соусом» не заплатить компенсацию, сказав, что он выбросился за борт.

Наш профсоюз постоянно ведет совершенствование мировых стандартов, по которым работают украинские моряки. Мы постоянно вносим предложения через ITF, постоянно пытаемся улучшить эти стандарты, как бы не сопротивлялись судовладельцы.


Представьте, что моряк пропал с борта судна, его никто не видел, об этом никто не знает, камеры стоят не везде. И в таком случае очень сложно установить выбросился ли он или его выбросили, очень сложно. Но для этого есть технологии и следственные действия. Есть конкретный пример того, как был доказано полицией, что на борту судна, где пропал капитан, экипаж ополчился против него и один из них убил капитана.


Поэтому нельзя спекулировать на этом вопросе, иначе это может усугубить ситуацию. Многие, кто вызываются помочь морякам, просто хотят заработать на них деньги; мы не зарабатываем на моряках, мы пытаемся им оказать квалифицированную помощь и имеем на это статус, ресурсы, членство в ITF.


Опишите самый громкий случай, когда Ваш профсоюз помог украинскому моряку или его семье.

 

- Один из самых громких кейсов произошел в прошлом году. Капитан погиб на судне, он был членом профсоюза, а наша уставная задача – помогать только членам профсоюза. Была волокита с документами, его семья получила компенсацию спустя 9 месяцев. Мы сразу попросили родственников не «распыляться», а работать исключительно с нами. Люди нам доверились, в итоге компенсация: невыплаченная заработная плата, пенсионные выплаты, которые были положены по австралийскому законодательству. Сумма выплат составила полмиллиона долларов США. Хотя изначально родственникам предложили заплатить 40 тысяч долларов. Родственники могли согласиться, но благодаря тому, что подождали и доверились нам, они получили больше. Таких кейсов много, в основном они происходят не с членами профсоюза.


Напоследок хотелось бы услышать пару советов, как не попасть на нечестного судовладельца.

 

- Мы призываем всех моряков не стесняться задавать вопросы, обращаться к нам посредством Facebook. На регулярной основе мы предостерегаем моряков, даже не членов профсоюза, они отправляют нам письма, трудовые предложения, а мы по своим каналам и базе данных судовладельцев проверяем предложение. Если мы видим признаки мошенничества, то мы сразу об этом сообщаем и публикуем.

 

Каждый моряк должен знать свои права и быть членом профсоюза, быть защищенным и четко понимать, когда он подписывает контракт, что в нем написано. Если не понятно, что написано, моряк должен обратиться к специалистам, разобраться и спокойно уходит в рейс, повышать квалификацию. Ведь, чем выше квалификация, тем меньше шанс попасть на бессовестного судовладельца.


Владимир Веном




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТИРОВАТЬ
курс валют в Киеве сегодня
banker.ua


ФОТО / ВИДЕО

Загрузка...

Топ публикации
TOP