О современной смерти

О современной смерти

Массовая культура XXI века безжалостно отсекла все ранее бытовавшие иллюзии относительно существования неких трансцендентных и вообще пребывающих отдельно от телесности индивида ценностей, начиная от спасения души и заканчивая светлым будущим, и постулировала абсолютную ценность – теоретически – человеческой жизни, а практически – важнейших её условий: комфорта и безопасности. У этих ценностей немало достоинств: они приятны, понятны и, что немаловажно, полезны для экономики, поскольку могут быть приобретены за деньги. Эти достоинства, впрочем, уравновешиваются одним весомым недостатком. В отличие от прежних ценностей, нынешние оказываются непригодными для осмысления смерти – события, которое всякий раз напоминает индивиду о конечности и эфемерности его существования, а, следовательно, бессмысленности погони за безопасностью и комфортом, и это скорбное напоминание ведёт к экзистенциальному кризису. 

В качестве механизма защиты от подобного кризиса культура формирует ряд ложных представлений о смерти, не всегда осознаваемых индивидом, но хорошо распознаваемых по их проявлениям в диалоге и реакции индивида на информацию, имеющую отношение к чьей-либо смерти. 

Конструирование таких представлений становится возможным вследствие, во-первых, принципиальной мозаичности картины мира массового человека, и, во-вторых, растущей системной самоизоляции индивида от значительной части реальности. Всё большая формализация, автоматизация и «обесчеловечивание» необходимых для поддержания жизни индивида сношений приводят к социальной атомизации и обеспечивают возможность психологического и событийного обособления индивида. Фактически, появляется в свободном доступе никогда ранее не предоставлявшаяся массово возможность произвольно ограничивать своё взаимодействие с обществом и элиминировать из своей повседневности основную массу событий, способных доставить неприятные переживания.

Эта самоизоляция даёт возможность превратить смерть из факта повседневности в некий концепт, допускающий привнесение в него необходимых для спасения психики смыслов. 

Одной из наиболее важных «новых» особенностей смерти в представлениях современного массового человека является, конечно же, её противоестественность. Принятие неотвратимости и закономерности окончания жизни затруднено, так как противоречит той единственной безусловной ценности, что современная массовая культура оставляет человеку – человеческой жизни. В результате смерть в подобной картине мира всегда оказывается либо результатом чьих-либо злонамеренных действий, либо осознанной добровольной жертвой – величайшей из возможных; и масштаб этой жертвы ощущается таким, что массовый человек готов оправдывать ею любую, даже самую вздорную, преступную или бесчеловечную идеологему, ради которой подобная жертва была принесена. В инфантильном цинизме типичного представителя массового общества пробивается, таким образом, занятная брешь: готовность к смерти за свои убеждения сама по себе оказывается вдруг достаточной причиной для уважения к носителю такой готовности – а затем, по странной, но бесперебойно работающей логике магического мышления, это уважение переносится на всех единомышленников жертвы. 

При этом существование сект, поощряющих суицидальное поведение, шахидов и прочих религиозных фанатиков, преступных группировок, культивирующих пренебрежительное отношение к жизни как своей, так и чужой, – существование всего этого не отрицается, но, благодаря мозаичности картины мира, знание об этом благополучно сосуществует рядом с этим новым культом, совершенно не вступая друг с другом в противоречие.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТИРОВАТЬ

События Одесса, Одесса события, Литература, Арт, История, Кино, Мнение, Музыка, Театр, Интервью, Переселенцы Одесса, Афиша Одесса, Репортаж с места событий Одесса, Новости Одессы, одесские новости

курс валют в Киеве сегодня
banker.ua


ФОТО / ВИДЕО

Загрузка...

Топ публикации
TOP